Источник Налог на доходы иностранных организаций (правовая позиция КС, ВС, ВАС, Минфин и ФНС РФ)

При  выплате налогооблагаемого дохода в пользу иностранной организации (у которой нет документов о постановке  на учет в ФНС РФ в качестве "постоянного представительства")  обязанности налогового агента по удержанию налога с доходов возлагаются на российскую организацию, выплачивающую указанный доход в пользу такой иностранной организации.

Для освобождения от удержания  налога (при применении положений международных договоров об избежании двойного налогообложения)    необходимо:

1)  предоставление подтверждения местонахождения (налогового резидентства);

2) документальное подтверждение, что эта иностранная организация имеет фактическое право на получение соответствующего дохода;

3) произвести оценку кто будет фактическим получателем дохода;

4) имеется ли факт декларирования и уплаты лицом налогов с таких доходов.

   Кроме того, в целях должной осмотрительности и осторожности  для избежания налоговых рисков необходимо:

5) проверить правоспособность (установить юридический статус) иностранной организации;

6) документальное подтверждение полномочий руководителя иностранной организации и копии документа, удостоверяющего его личность;

7) документальное подтверждение полномочий представителя иностранной организации и копии документа, удостоверяющего его личность;

8) исключить операции через посредников;

9) исключить расчеты через третьих лиц.

   Судебные акты подлежат отмене, если не исследованы обязанности налогового агента-источника выплаты (российской организации, выплачивающей доход) по удержанию налога из дохода иностранной организации с учетом международных обязательств.

  Если налог не удержан, то российская организация, выплачивающая доход,  и в этом случае  обязана представить в налоговый орган по месту своего учета  "Налоговый расчет о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов".



  Обоснование (правовая позиция КС, ВС, ВАС, Минфин и ФНС РФ)

   Обязанности налогового агента по удержанию налога с доходов иностранной организации, у которой нет документов о постановке на учет в ФНС РФ в качестве "постоянного  представительства",   возлагаются на российскую организацию, выплачивающую доход в пользу такой иностранной организации.

Определение СК ВС РФ № 309-КГ18-6366 от 07 сентября 2018 годапо делу №А50-16961/2017:

"На основании пункта 3 статьи 247 Налогового кодекса для иностранных  организаций,  не  осуществляющих деятельность в Российской Федерации  через  постоянные представительства,  объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признаются доходы, полученные от источников в Российской Федерации, которые определяются в соответствии со статьей 309 Налогового кодекса.  Налог в этом случае согласно подпункту 1.1 статьи 309, пункту 1 статьи 310 Налогового  кодекса  взимается  посредством удержания его налоговым агентом – российской организацией, выплачивающей доход."


Пункт 14 Обзора практики разрешения судами споров, связанных с защитой иностранных инвесторов, утвержденном Президиумом ВС РФ 12 июля 2017 года :

"14. Обязанности налогового агента по исчислению, удержанию и перечислению налога в бюджет возлагаются на российскую организацию вне зависимости от формы, в которой облагаемый налогом доход был получен иностранным контрагентом.

В силу пункта 2 статьи 287 НК РФ российская организация, выплачивающая доход иностранной организации, удерживает сумму налога из доходов этой иностранной организации при каждой выплате (перечислении) ей денежных средств или ином получении иностранной организацией доходов. При этом согласно пункту 3 статьи 309, пункту 1 статьи 310 НК РФ доход считается полученным иностранной организацией как при его перечислении в денежной форме, так и при выплате в натуральной или иной неденежной форме, в том числе в  форме  осуществления   взаимозачетов."

То есть, в случае получения  денежных средств третьими лицами вместо иностранного лица (н-р, представителем по "доверенности"), доход считается полученным самой иностранной организацией в форме взаимозачета и, соответственно, налог из доходов удерживается налоговым агентом-источником выплаты при каждой  такой выплате.

О применении положений международных договоров об избежании двойного налогообложения для освобождения от удержания  налога

О подтверждении постоянного местонахождения иностранной организации (налогового резидентства)

Постановление Президиума ВАС РФ № 5317/11 от  20 сентября 2011 г.

"В этой связи пунктом 1 статьи 312 Кодекса предусмотрено, что при применении положений международных договоров Российской Федерации, на основании которых налоговый агент освобождается от удержания налога, иностранная организация должна представить налоговому агенту до даты выплаты дохода подтверждение того, что эта иностранная организация имеет постоянное местонахождение в государстве, с которым Российская Федерация имеет международный договор, регулирующий вопросы налогообложения. ...
...
  Несоблюдение условий освобождения от налогообложения доходов, выплаченных иностранной организации из источников в Российской Федерации, предусмотренных пунктом 1 статьи 312 Кодекса, обязывает общество как налогового агента произвести удержание суммы этого налога и ее перечисление в бюджет."

  Пример. Постановление Президиума ВАС РФ № 15849/05 от 30 мая 2006 г.

"В период выплаты доходов корпорация не представила обществу подтверждения о постоянном местонахождении в США, поэтому

налоговый агент был лишен возможности освободить от налогообложения суммы выплат

и корпорацией получен доход с учетом удержанного налога. "



О подтверждении, что эта иностранная организация имеет фактическое право на получение соответствующего дохода

Кассационное Постановление АС Центрального округа от 18 июня 2018 года по делу  № А62-3777/2017

"В соответствии с п.1 ст.312 НК РФ при применении положений международных договоров Российской Федерации иностранная организация, имеющая фактическое право на получение дохода, должна предоставить налоговому агенту, выплачивающему такой доход, подтверждение того, что эта иностранная организация имеет постоянное местонахождение в государстве, с которым Российская Федерация имеет международный договор Российской Федерации по вопросам налогообложения, которое должно быть заверено компетентным органом соответствующего иностранного государства. В случае, если такое подтверждение составлено на иностранном языке, налоговому агенту предоставляется также перевод на русский язык. Помимо этого  иностранная  организация   должна  представить налоговому агенту, выплачивающему доход, для применения положений международных договоров Российской Федерации, подтверждение, что эта организация имеет фактическое право на получение соответствующего дохода.

    Предоставление иностранной организацией, имеющей фактическое право на получение дохода, указанных подтверждений налоговому агенту, выплачивающему доход, до даты выплаты дохода, в отношении которого международным договором Российской Федерации предусмотрен льготный режим налогообложения в Российской Федерации, является основанием для освобождения такого дохода от удержания налога у источника выплаты или удержания налога у источника выплаты по пониженным ставкам."





О необходимости произвести оценку кто будет фактическим получателем дохода

Кассационное Постановление АС Уральского округа № Ф09-3559/18 от 16 июля 2018 г. по делу  № А50-29761/2017 :

"При применении международных соглашений в части предоставления права на использование льгот (пониженных ставок и освобождений) при налогообложении   пассивных видов доходов от источников в Российской Федерации необходимо оценить, является ли лицо, претендующее на применение льгот (пониженных ставок и освобождений), предусмотренных соглашением, фактическим получателем соответствующего дохода."

Письмо ФНС России от 17.05.2017 N СА-4-7/9270@  "О практике рассмотрения споров по вопросу неправомерного применения налоговыми агентами льготных условий налогообложения при взимании налога на прибыль с доходов иностранных организаций"

"За последнее время налоговыми органами было проведено ряд налоговых проверок, по результатам которых сделаны выводы о  неправомерном   применении норм международных соглашений в случаях, когда иностранные компании   не   являются    фактическими получателями дохода."

 

  Имеется ли факт декларирования и уплаты лицом налогов с таких доходов

Письмо Федеральной налоговой службы от 28 апреля 2018 г. № СА-4-9/8285@

"Вместе с тем, в случае раскрытия налогоплательщиком фактического бенефициара и рассмотрения вопроса о наличии оснований для применения к доходам соответствующих ставок, необходимо учитывать, имеется ли у данного лица доход от участия в деятельности иностранной компании, а также доказательства, однозначно свидетельствующих о том, что лицо является реальным бенефициаром в отношении спорных выплат, а также факт декларирования и уплаты лицом налогов с таких доходов."

 

  Таким образом, для освобождения от удержания  налога при  выплате в пользу иностранной организации (у которой нет документов о постановке  на учет в ФНС РФ в качестве "постоянного представительства") при применении положений международных договоров об избежании двойного налогообложения  необходимо:

1)  предоставление подтверждения местонахождения (налогового резидентства);

2) документальное подтверждение, что эта иностранная организация имеет фактическое право на получение соответствующего дохода;

3) произвести оценку кто будет фактическим получателем дохода;

4) имеется ли факт декларирования и уплаты лицом налогов с таких доходов.



   Поскольку имеются налоговые риски, то необходимо проявить должную осмотрительность и осторожность

Постановление Президиума ВАС РФ от 19 апреля 2011 г. N 17648/10 :

"Следовательно, предприниматель действовал без должной осмотрительности и осторожности при выборе контрагента (предполагающих проверку правоспособности, то есть установление юридического статуса, возникновение которого обусловлено государственной регистрацией юридического лица, личности лица, выступающего от имени юридического лица, а также наличия у него соответствующих подтверждаемых документально полномочий на совершение юридически значимых действий)."

 

  Для избежания налоговых рисков  необходимо документальное подтверждение полномочий руководителя иностранной организации, а операции через посредников и расчеты через третьих лиц необходимо исключить.

Пункт 12 Приложения N 2 к Приказу ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@:

"При оценке налоговых рисков, которые могут быть связаны с характером взаимоотношений с некоторыми контрагентами, налогоплательщику рекомендуется исследовать следующие признаки:
  ...
  - отсутствие документального подтверждения полномочий руководителя компании-контрагента, копий документа, удостоверяющего его личность;

   - отсутствие документального подтверждения полномочий представителя контрагента, копий документа, удостоверяющего его личность;
  ...
  Наличие подобных признаков свидетельствует о высокой степени риска квалификации подобного контрагента налоговыми органами как проблемного (или "однодневки"), а сделки, совершенные с таким контрагентом, сомнительными.
  ...
  Дополнительно повышают такие риски одновременное присутствие следующих обстоятельств:

  - контрагент, имеющий вышеуказанные признаки, выступает в роли посредника;

  - наличие в договорах условий, отличающихся от существующих правил (обычаев) делового оборота (например, длительные отсрочки платежа, поставка крупных партий товаров без предоплаты или гарантии оплаты, несопоставимые с последствиями нарушения сторонами договоров штрафными санкциями, расчеты через третьих лиц, расчеты векселями и т.п.);
  ...
  Налогоплательщикам, по самостоятельной оценке которых риски по настоящему пункту Критериев высоки и желающим снизить или полностью исключить указанные риски, рекомендуется:

  - исключить сомнительные операции при расчете налоговых обязательств за соответствующий период;".




   Таким образом, в целях должной осмотрительности и осторожности  для избежания налоговых рисков необходимо:

5) проверить правоспособность (установить юридический статус) иностранной организации;

6) документальное подтверждение полномочий руководителя иностранной организации и копии документа, удостоверяющего его личность;

7) документальное подтверждение полномочий представителя иностранной организации и копии документа, удостоверяющего его личность;

8) исключить операции через посредников;

9) исключить расчеты через третьих лиц.



 

   Судебные акты подлежат отмене, если не исследованы обязанности налогового агента по удержанию налога с учетом международных обязательств.

Постановление Президиума ВАС РФ № 1041/99 от 11.04.2000 О неисследованности вопросов о наличии обязанности по уплате налогов (Вестник ВАС РФ. 2000. № 7) :
   

"... в случае, когда деятельность в Российской Федерации осуществляется иностранными юридическими лицами не через представительства либо они не состоят на налоговом учете, удержание и перечисление налогов в бюджет осуществляет налоговый агент-источник выплат.

   ... не исследованы вопросы, связанные с наличием обязанности у иностранных юридических лиц по уплате налогов на территории Российской Федерации и соответственно обязанности налогового агента по их удержанию с учетом международных обязательств.

  При таких обстоятельствах все названные судебные акты подлежат отмене, дело - направлению на новое рассмотрение."






   Указанное связано с нанесением ущерба государству.

    Государство уполномочило (и обязало) налогового агента "собирать налоги" иных лиц,  вступивших с ним в правовые отношения, предполагающие выплату   им  налогооблагаемого  дохода

См об этом в пункт 3 абз. 4 Постановления Конституционного суда РФ от 06.02.2018 N 6-П:

"...  государства, уполномочившего (и обязавшего) налогового агента "собирать налоги" иных лиц (налогоплательщиков), вступивших с ним в правовые отношения, предполагающие выплату им налогооблагаемого дохода."




   Налоговый агент в силу закона обязан удерживать налог при каждой выплате (или при каждой иной форме получения дохода иностранной организацией).

См об этом  пункт 14 Обзора практики разрешения судами споров, связанных с защитой иностранных инвесторов, утвержденном Президиумом ВС РФ 12 июля 2017 года :

"14. Обязанности налогового агента по исчислению, удержанию и перечислению налога в бюджет возлагаются на российскую организацию вне зависимости от формы, в которой облагаемый налогом доход был получен иностранным контрагентом.

В силу пункта 2 статьи 287 НК РФ российская организация, выплачивающая доход иностранной организации, удерживает сумму налога из доходов этой иностранной организации при каждой выплате (перечислении) ей денежных средств или ином получении иностранной организацией доходов. При этом согласно пункту 3 статьи 309, пункту 1 статьи 310 НК РФ доход считается полученным иностранной организацией как при его перечислении в денежной форме, так и при выплате в натуральной или иной неденежной форме, в том числе в  форме  осуществления   взаимозачетов."




   Любая просрочка в уплате в бюджет  сумм налога — независимо от ее причин (не удержал  либо удержал, но не перечислил, т.е. не уплатил в срок) — это ущерб государству, виновное бездействие и опасность для государства.

    См об этом в пункте 2 абз.3 предложение 2, пункте 3 абз. 3 и абз. 4 Постановления Конституционного суда РФ от 06.02.2018 N 6-П:

"Неуплата налога в срок должна быть компенсирована погашением задолженности по налоговому обязательству и полным возмещением ущерба, понесенного казной вследствие   несвоевременного   внесения налога,   ...

  ... любая просрочка в уплате в бюджет налоговым агентом сумм налога - независимо от еедлительности и причин (не удержал либо удержал, но не перечислил, т.е. не уплатил в срок) - влечет взимание штрафа в размере 20 процентов от суммы задолженности к установленному законом сроку для перечисления налога.

   Характеризуя данное налоговое правонарушение как виновное бездействие лица, на которое налоговым законом возложены обязанности по своевременному исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему Российской Федерации, федеральный законодатель исходил из степени его опасности для государства, уполномочившего (и обязавшего) налогового агента "собирать налоги" иных лиц (налогоплательщиков), вступивших с ним в правовые отношения, предполагающие выплату им налогооблагаемого дохода."




    Если суд не учел обязанность налогового агента удерживать налог  при каждой выплате, то есть суд не дал возможности удержать налог,  то  правонарушение "неудержание налога" не может быть вменено налоговому агенту.

   См об этом пункт 21  Постановления Пленума ВАС РФ № 57 от 30 июля 2013 г. :

"В силу статьи 123 НК РФ с налогового агента взыскивается штраф за неправомерное неудержание и (или) неперечисление (неполное удержание и (или) перечисление) в установленный Кодексом срок сумм налога, подлежащего удержанию с налогоплательщика.

   При рассмотрении споров судам необходимо учитывать, что такое правонарушение может быть вменено налоговому агенту только в том случае, когда он имел возможность удержать и перечислить соответствующую сумму, имея в виду, что удержание осуществляется ИЗ выплачиваемых налогоплательщику денежных средств."




   На представителей по "доверенности"   и  иностранную организацию, у которых нет документов о постановке на учет в ФНС РФ в качестве "постоянного представительства",

не  возложена обязанность по удержанию  налога из дохода иностранной организации и перечислению удержанного налога в бюджет РФ.

См об этом в <Письме> ФНС России от 11.06.2014 № ГД-4-3/11305 "Об исполнении обязанностей по исчислению, удержанию и перечислению в бюджет налога с доходов от источников в РФ":

"Таким образом, главой 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ на физические лица  и  иностранные организации, не осуществляющие предпринимательскую деятельность на территории Российской Федерации через постоянные представительства, при выплате доходов от источников в Российской Федерации,

не возложена обязанность

по определению суммы налога, удержанию этой суммы из дохода налогоплательщика и перечислению налога в бюджет."




  Кроме того, налоговые органы РФ ни при каких обстоятельствах не смогут взыскать неудержанный налог с иностранной организации, которая не состоит на учете в ФНС РФ в качестве постоянного представительства.

См об этом пункт 2.1 абз.4 и абз.5 Определения Конституционного суда от 27 февраля 2018 г. N 526-О

"Особенность взаимодействия налоговых агентов с иностранными организациями обусловлена спецификой статуса последних как особых субъектов налогового права, из чего следует, что возможные меры по налоговому контролю и взысканию с иностранных организаций налоговых платежей ограничены территорией Российской Федерации и компетенцией национальных налоговых органов (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 15 мая 2012 года N 873-О и от 24 ноября 2016 года N 2518-О).

   Из этого же исходил Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, указав, что правила о невозможности взыскания с налогового агента не удержанной им суммы налога и об ограничении периода взыскания пеней, основанные на том, что обязанным лицом продолжает оставаться налогоплательщик, к которому и должно быть предъявлено налоговым органом соответствующее требование об уплате налога, не применимы при выплате денежных средств иностранному лицу в связи с неучетом данного лица в российских налоговых органах и невозможностью его налогового администрирования (пункт 2 постановления от 30 июля 2013 года N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации")."



   То есть, в случае, если суд не учел обязанность налогового агента удержать налог, то  указанная иностранная организация получает необоснованную налоговую выгоду (незаконно обогащается за счет бюджета РФ),

а государству наносится ущерб.

В Определении Конституционного суда РФ от 8 апреля 2004 г. N 168-О   

отмечается недопустимость такой ситуации, которая

"... позволяло бы недобросовестным налогоплательщикам с помощью инструментов, используемых в гражданско-правовых отношениях, создавать схемы незаконного   обогащения за счет бюджетных средств, что приводило бы к нарушению публичных интересов в сфере налогообложения и к нарушению конституционных прав и свобод других налогоплательщиков."

Кассационное Постановление АС Уральского округа № Ф09-3559/18 от 16 июля 2018 г. по делу  № А50-29761/2017 :

"... В налоговых правоотношениях недопустима фикция, которая позволяла бы недобросовестным налогоплательщикам (налоговым агентам) с помощью инструментов, используемых в гражданско-правовых отношениях, и искусственной юридической конструкции создавать ситуацию формального наличия права на получение налоговых выгод. Сделки в обход налогового закона подразумевают действия, имеющие целью сознательное создание налогоплательщиками определенного фактического состава (или же воздержание от его создания) с целью обеспечить по отношению к себе действие одного правового предписания и (или) не допустить действие другого."



Пункт 3.2. абз.2 Постановления Конституционного Суда РФ от 23.12.2009 N 20-П

"Налоговые обязательства, будучи прямым следствием деятельности в экономической сфере, неразрывно с нею связаны. Их возникновению, как правило, предшествует вступление лица в гражданские правоотношения, т. е. налоговые обязательства базируются на гражданско-правовых отношениях либо тесно с ними связаны."

   

Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 30 мая 2011 г. N ВАС-5258/11

"Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе председательствующего судьи А.И.Бабкина, судей Т.Н. Нешатаевой, С.В. Сарбаша рассмотрела ...
  …
   Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении требования,  руководствовался   статьями 24, 45, 46, 75, 123, 246, 247, 309, 310 Налогового кодекса Российской Федерации, статьями 128, 1233, 1234 Гражданского кодекса Российской Федерации, исходил из того, что в соответствии с договором об отчуждении исключительного права правообладатель передает исключительное право на результаты интеллектуальной деятельности принимающей стороне (российской организации) за определенную договорами цену; правообладатель получает доход от уступки принадлежащего ему исключительного права на результаты интеллектуальной деятельности, а не доход от реализации собственного имущества, в связи с чем данный вид дохода иностранной организации должен быть квалифицирован как доход от использования в Российской Федерации прав на объекты интеллектуальной собственности. На этих основаниях суд пришел к заключению, что денежные средства, перечисленные обществом по договору продажи технологии и "ноу-хау" от 01.06.2007 N 018/07, являются доходом иностранной организации Синтер д.о.о. (Республика Словения), полученным от источника в Российской Федерации, и с этих доходов должен быть удержан налог."






    Любой  российский студент   знает про неразрывную взаимосвязь гражданско-правовых отношений с участием иностранных лиц   с налоговыми обязательствами.

   Учебник "Гражданское право: учебник" - Алексеев С.С., Гонгало Б.М., Мурзин Д.В. и др. (под общ. ред. чл.-корр. РАН С.С. Алексеева). - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: "Проспект", 2011." (Дополнение. Налоговые права и обязанности в связи с гражданскими правоотношениями) :

"Раздел VI. Международное частное право

К статье 1186 ГК РФ ("Определение права, подлежащего применению к гражданско-правовым отношениям с участием иностранных лиц или гражданско-правовым отношениям, осложненным иным иностранным элементом").

Положения указанной статьи, равно как и положения других статей раздела VI ГК, взаимодействуют с предписаниями, в частности, ст. 7, 11, 154, 160, 165, 185, 208, 311, 312 НК РФ и др.). Совершение сделок с иностранным элементом (внешнеэкономических сделок) влечет возникновение налоговых правоотношений, касающихся, в частности, налогообложения иностранных организаций:

а) осуществляющих деятельность через постоянное представительство на территории Российской Федерации (ст. 306, 307 НК РФ); б) не осуществляющих деятельность через постоянное представительство в Российской Федерации и получающих доходы от источников в Российской Федерации (ст. 309, 310 НК РФ)."




   Если налог не удержан, то налоговый агент-источник выплаты  и в этом случае  обязан представлять в налоговый орган по месту своего учета  "Налоговый расчет о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов". 

  Если указанный Налоговый расчет не сдать, то будут неприятности , о которых указано в

Постановлении мирового суда судебного участка №399 района Замоскворечье г. Москвы от 5 марта 2015 г. по делу № 05-0021/399/2015 :

"Суд приходит к выводу, что налоговый агент ООО «***», освобожденный от обязанности исчислить и удержать налог на доходы, не освобождается от обязанности предоставлять необходимые документы по выплаченным доходам в налоговый орган.
  ...
  Таким образом, при наличии выплат иностранным организациям в рамках международных соглашений об избежании двойного налогообложения, информация о выплате должна быть отражена налогоплательщиком (налоговым агентом) в соответствующем налоговом расчете, без отражения суммы налога удержанного у иностранной организации, и представлена в налоговый орган.

  На основании изложенного суд приходит к выводу, что протокол об административном правонарушении содержит правильную квалификацию совершенного Аляевой О.А. правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.15.6 КоАП РФ.

  Обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность Аляевой О.А., судом не установлено."