Источник Налог на доходы иностранной организации (правовая позиция ФНС РФ)

  Обязанности налогового агента по удержанию налога с доходов иностранной организации, у которой нет документов о постановке на учет в ФНС РФ в качестве "постоянного  представительства",   возлагаются на российскую организацию, выплачивающую доход.

Письмо УФНС РФ по г. Москве от 08.09.2010 № 16-15/094901@ (Текст письма опубликован "Московский налоговый курьер", 2010, N 19-20)

"Согласно ст. 24 НК РФ налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с положениями НК РФ возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему РФ.
   В соответствии со ст. 246 НК РФ иностранные организации, получающие доходы от источников в РФ, признаются налогоплательщиками налога на прибыль в РФ в отношении таких видов доходов.

   Виды доходов, полученные иностранной организацией (если получение таких доходов не связано с предпринимательской деятельностью иностранной организации через постоянное представительство в России), которые относятся к доходам иностранной организации от источников в РФ и подлежат обложению налогом на прибыль, удерживаемым у источника выплаты в РФ, указаны в п. 1 ст. 309 НК РФ.

   При этом обязанности по исчислению, удержанию и перечислению в бюджет РФ налога на прибыль с доходов иностранной организации, полученных от источников в РФ, на основании требований ст. 310 Налогового кодекса РФ возлагаются на российскую организацию, выплачивающую такие доходы.

   Согласно п. 2 ст. 309 НК РФ доходы, полученные иностранной организацией от осуществления работ (оказания услуг) на территории РФ, не приводящие к образованию постоянного представительства в РФ в соответствии со ст. 306 НК РФ, обложению налогом у источника выплаты не подлежат.

   Кроме того, доходы от оказания иностранной организацией услуг исключительно вне территории РФ не являются доходами от источников в РФ в целях гл. 25 НК РФ и, следовательно, не подлежат обложению налогом на прибыль, взимаемым у источника выплаты в РФ.

   Таким образом, обязанности налогового агента по исчислению и удержанию налога на прибыль с доходов иностранной организации возникают у российской организации в случае выплаты ею в пользу такой иностранной организации доходов, поименованных в п. 1 ст. 309 НК РФ."


Практические примеры.

Письмо ФНС России от 20 сентября 2017 г. № СД-4-3/18805@ :

"Принимая во внимание изложенное, при выплате резиденту Специального административного района Гонконг дохода от авторских прав и лицензий, российская организация, являющаяся налоговым агентом, должна определить сумму налога, удержать эту сумму из доходов  иностранной организации и перечислить налог в федеральный бюджет Российской Федерации."

Письмо УФНС РФ по городу Москве от  08.10.2008 № 20-12/094140  (Текст письма опубликован  ''Московский налоговый курьер'', 2008, N 23-24) :

"Российская организация, выплачивающая доходы иностранной организации - резиденту Королевства Нидерландов, признается налоговым агентом, на которого возлагаются обязанности по исчислению, удержанию и перечислению в бюджет налога, удержанного с доходов иностранной организации в отношении тех доходов, которые определены в п. 1 ст. 309 НК РФ ( ст. 310 НК РФ)."



   Не имеют значения для целей удержания налога указания иностранной организации  налоговому агенту  о перечислении причитающихся ей выплат третьим лицам (н-р, ее  "представителям по "доверенности"  и т.п.),

поскольку в таком случае в соответствии с законом и правовой позицией ВС РФ доход считается полученным самой иностранной организацией "в  иной форме" (н-р, в форме  какого-либо её взаимозачета  с третьими лицами, т.к. это происходит по указанию самой иностранной организации).

Это связано также с тем, что на иностранную организацию, не состоящую на учете в налоговых органах РФ как постоянное  представительство, и на  ее представителей по "доверенности"   не  возложена обязанность по удержанию  налога из дохода иностранной организации и перечислению удержанного налога в бюджет РФ.

<Письмо> ФНС России от 11.06.2014 № ГД-4-3/11305 "Об исполнении обязанностей по исчислению, удержанию и перечислению в бюджет налога с доходов от источников в РФ":

"Таким образом, главой 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ на физические лица  и  иностранные организации, не осуществляющие предпринимательскую деятельность на территории Российской Федерации через постоянные представительства, при выплате доходов от источников в Российской Федерации, не возложена обязанность по определению суммы налога, удержанию этой суммы из дохода налогоплательщика и перечислению налога в бюджет."


   Налоговый агент освобождается от обязанности по удержанию налога, если иностранная организация  предоставила документы  о постановке  на учет в ФНС РФ в качестве "постоянного  представительства"

Письмо Федеральной налоговой службы от 9 января 2018 г. № СД-4-3/36@

"В тоже время подпункт 1 пункта 2 статьи 310 Кодекса предусматривает, что исчисление и удержание суммы налога с доходов, выплачиваемых иностранным организациям, производятся налоговым агентом по всем видам доходов, указанных в пункте 1 статьи 309 Кодекса, во всех случаях выплаты таких доходов, за исключением случаев, когда налоговый агент уведомлен получателем дохода, что выплачиваемый доход относится к постоянному представительству получателя дохода в Российской Федерации, и в распоряжении налогового агента находится нотариально заверенная копия свидетельства о постановке получателя дохода на учет в налоговых органах, оформленная не ранее чем в предшествующем налоговом периоде."




    О применении положений международных договоров об избежании двойного налогообложения для освобождения от удержания  налога

Письмо ФНС России от 20 сентября 2017 г. № СД-4-3/18805@ :

"В соответствии с пунктом 1 статьи 312 НК РФ при применении положений международных договоров Российской Федерации иностранная организация, имеющая фактическое право на получение дохода, должна предоставить налоговому агенту, выплачивающему такой доход, подтверждение того, что эта иностранная организация имеет постоянное местонахождение в государстве, с которым Российская Федерация имеет международный договор Российской Федерации по вопросам налогообложения, которое должно быть заверено компетентным органом соответствующего иностранного государства. В случае, если такое подтверждение составлено на иностранном языке, налоговому агенту предоставляется также перевод на русский язык. Помимо этого иностранная организация должна представить налоговому агенту, выплачивающему доход, для применения положений международных договоров Российской Федерации,  подтверждение, что эта организация имеет фактическое право на получение соответствующего дохода.

Предоставление иностранной организацией, имеющей фактическое право на получение дохода, указанных подтверждений налоговому агенту, выплачивающему доход, до даты выплаты дохода, в отношении которого международным договором Российской Федерации предусмотрен льготный режим налогообложения в Российской Федерации,  является основанием для освобождения такого дохода от удержания налога у источника выплаты или удержания налога у источника выплаты по пониженным ставкам."



Необходимо произвести оценку кто будет фактическим получателем дохода

Письмо ФНС России от 17.05.2017 N СА-4-7/9270@  "О практике рассмотрения споров по вопросу неправомерного применения налоговыми агентами льготных условий налогообложения при взимании налога на прибыль с доходов иностранных организаций"

"За последнее время налоговыми органами было проведено ряд налоговых проверок, по результатам которых сделаны выводы о неправомерном применении норм международных соглашений в случаях, когда иностранные компании не являются фактическими получателями дохода."


Имеется ли факт декларирования и уплаты лицом налогов с таких доходов

Письмо Федеральной налоговой службы от 28 апреля 2018 г. № СА-4-9/8285@

"Вместе с тем, в случае раскрытия налогоплательщиком фактического бенефициара и рассмотрения вопроса о наличии оснований для применения к доходам соответствующих ставок, необходимо учитывать, имеется ли у данного лица доход от участия в деятельности иностранной компании, а также доказательства, однозначно свидетельствующих о том, что лицо является реальным бенефициаром в отношении спорных выплат, а также факт декларирования и уплаты лицом налогов с таких доходов."


  Таким образом, при  выплате иностранной организации (у которой нет документов о постановке  на учет в ФНС РФ в качестве "постоянного представительства") при применении положений международных договоров об избежании двойного налогообложения для освобождения от удержания  налога необходимо:

1)  предоставление подтверждения местонахождения (налогового резидентства),

2) документальное подтверждение, что эта иностранная организация имеет фактическое право на получение соответствующего дохода,

3) произвести оценку кто будет фактическим получателем дохода,

4) имеется ли факт декларирования и уплаты лицом налогов с таких доходов.

    Любая просрочка в уплате в бюджет налоговым агентом сумм налога — независимо от ее причин (не удержал  либо удержал, но не перечислил, т.е. не уплатил в срок) — это ущерб государству, виновное бездействие и опасно для государства.

Пункт 2 абз.3 предложение 2, пункт 3 абз. 3 и абз. 4  Постановления Конституционного суда от 06.02.2018 N 6-П:

"Неуплата налога в срок должна быть компенсирована погашением задолженности по налоговому обязательству и полным возмещением ущерба, понесенного казной вследствие несвоевременного внесения налога,   ...

   ...; соответственно, любая просрочка в уплате в бюджет налоговым агентом сумм налога - независимо от ее длительности и причин (не удержал либо удержал, но не перечислил, т.е. не уплатил в срок) - влечет взимание штрафа в размере 20 процентов от суммы задолженности к установленному законом сроку для перечисления налога.

   Характеризуя данное налоговое правонарушение как виновное бездействие лица, на которое налоговым законом возложены обязанности по своевременному исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему Российской Федерации, федеральный законодатель исходил из степени его опасности для государства, уполномочившего (и обязавшего) налогового агента "собирать налоги" иных лиц (налогоплательщиков), вступивших с ним в правовые отношения, предполагающие выплату им налогооблагаемого дохода."

 

   Для избежания налоговых рисков согласно приказа ФНС РФ необходимо документальное подтверждение полномочий руководителя иностранной организации, а операции через посредников и расчеты через третьих лиц необходимо исключить.

Пункт 12 Приложения N 2 к Приказу ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@:

"При оценке налоговых рисков, которые могут быть связаны с характером взаимоотношений с некоторыми контрагентами, налогоплательщику рекомендуется исследовать следующие признаки:
  ...
  - отсутствие документального подтверждения полномочий руководителя компании-контрагента, копий документа, удостоверяющего его личность;
   - отсутствие документального подтверждения полномочий представителя контрагента, копий документа, удостоверяющего его личность;
  ...
  Наличие подобных признаков свидетельствует о высокой степени риска квалификации подобного контрагента налоговыми органами как проблемного (или "однодневки"), а сделки, совершенные с таким контрагентом, сомнительными.
  ...
  Дополнительно повышают такие риски одновременное присутствие следующих обстоятельств:
  - контрагент, имеющий вышеуказанные признаки, выступает в роли посредника;
  - наличие в договорах условий, отличающихся от существующих правил (обычаев) делового оборота (например, длительные отсрочки платежа, поставка крупных партий товаров без предоплаты или гарантии оплаты, несопоставимые с последствиями нарушения сторонами договоров штрафными санкциями, расчеты через третьих лиц, расчеты векселями и т.п.);
  ...
  Налогоплательщикам, по самостоятельной оценке которых риски по настоящему пункту Критериев высоки и желающим снизить или полностью исключить указанные риски, рекомендуется:
  - исключить сомнительные операции при расчете налоговых обязательств за соответствующий период;".


   Таким образом, для избежания налоговых рисков необходимо:

5) проверить правоспособность (установить юридический статус) иностранной организации;

6) документальное подтверждение полномочий руководителя иностранной организации и копии документа, удостоверяющего его личность;

7) документальное подтверждение полномочий представителя иностранной организации и копии документа, удостоверяющего его личность;

8) исключить операции через посредников;

9) исключить расчеты через третьих лиц.



О взаимосвязи налоговых обязанностей и гражданских правоотношений с иностранной организацией знает любой российский студент.

"Гражданское право: учебник" - Алексеев С.С., Гонгало Б.М., Мурзин Д.В. и др. (под общ. ред. чл.-корр. РАН С.С. Алексеева). - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: "Проспект", 2011." ("Дополнение. НАЛОГОВЫЕ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ В СВЯЗИ С ГРАЖДАНСКИМИ ПРАВООТНОШЕНИЯМИ"):
 

"Раздел VI. Международное частное право

К статье 1186 ГК РФ ("Определение права, подлежащего применению к гражданско-правовым отношениям с участием иностранных лиц или гражданско-правовым отношениям, осложненным иным иностранным элементом").

Положения указанной статьи, равно как и положения других статей раздела VI ГК, взаимодействуют с предписаниями, в частности, ст. 7, 11, 154, 160, 165, 185, 208, 311, 312 НК РФ и др.). Совершение сделок с иностранным элементом (внешнеэкономических сделок) влечет возникновение налоговых правоотношений, касающихся, в частности, налогообложения иностранных организаций:

а) осуществляющих деятельность через постоянное представительство на территории Российской Федерации (ст. 306, 307 НК РФ);
б) не осуществляющих деятельность через постоянное представительство в Российской Федерации и получающих доходы от источников в Российской Федерации (ст. 309, 310 НК РФ). "